Газораспределительный механизм (ГРМ) предназначен для передачи вращательного движения коленчатого вала к шкиву распределительного вала, который вращаясь, открывает и закрывает клапаны согласованно с перемещением поршней в цилиндрах двигателя. В свою очередь, вертикальное движение поршней задаёт вращательное движение коленчатому валу.
Система отрегулирована таким образом, чтобы не допустить столкновения тарелок клапанов и поршня, находящихся в одном цилиндре. Также, часто зубчатый ремень ГРМ используется как привод для помпы (водяного насоса).
Сам газораспределительный механизм состоит из:
самих клапанов с приводами;
одного или нескольких распределительных валов;
ремня ГРМ;
вспомогательных деталей.
За счёт своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов ГРМ обеспечивает подачу горючей смеси и удаление отработавших газов из рабочей камеры двигателя.
В двигателях старших поколений авто применяются ГРМ с фиксированными фазами газораспределения, поэтому время открытия и закрытия клапанов постоянно. Двигатели последних поколений оснащены усовершенствованным механизмом газораспределения, способным изменять время открытия и закрытия впускных клапанов в зависимости от скорости вращения двигателя и его нагрузки.
Усложнение конструкции ГРМ позволяет повысить мощность двигателя с одновременным уменьшением расхода топлива и количества вредных веществ в выхлопных газах.